Метавселенные: что это такое и почему они меняют наше цифровое будущее

МетаВселенные

Помню, как впервые услышал слово «метавселенная» — казалось каким-то выдуманным, почти фантастическим. Но сегодня этот термин не сходит с уст технологических гуру, инвесторов и даже обычных пользователей. Что же такого особенного в этих виртуальных мирах? Почему крупнейшие компании вкладывают миллиарды в их развитие? И главное — как это может изменить нашу повседневную жизнь?

Содержание скрыть

Давайте вместе разберемся в этой теме — от научно-фантастических корней до реальных проектов, которые уже меняют мир вокруг нас. Признаюсь, когда я начал копать эту тему, даже не представлял, насколько глубокой окажется кроличья нора!

«Метавселенная — это как интернет, в который вы не просто смотрите, а в котором находитесь». Эту фразу я услышал от своего 12-летнего племянника, который, кажется, понимает суть метавселенных лучше многих аналитиков.

Что такое метавселенная: без лишних сложностей

Если отбросить маркетинговую шелуху и технические детали, метавселенная — это виртуальный мир, где мы можем жить, работать, играть и общаться через цифровых персонажей-аватаров. Представьте, что вы не просто смотрите на экран компьютера или смартфона, а буквально шагаете внутрь — видите трехмерное пространство, взаимодействуете с предметами, разговариваете с людьми со всего мира.

Марк Цукерберг, который так сильно поверил в эту идею, что даже переименовал Facebook в Meta, описывает это так: «Мы видим метавселенную как преемника мобильного интернета… Отличительный и определяющий фактор в том, что она может помочь создать ощущение присутствия… это как воплощенный интернет».

Звучит круто, правда? Но что делает метавселенную по-настоящему особенной?

Фишки настоящей метавселенной:

  • Она никогда не «выключается»: даже когда вы выходите, мир продолжает существовать и меняться
  • Всё происходит здесь и сейчас: никаких «загрузок» или «сохранений» — всё в реальном времени
  • Нет лимита на количество участников: тысячи людей могут собраться в одном месте
  • Своя экономика: можно зарабатывать, тратить и обмениваться ценностями
  • Свобода перемещения: ваши вещи и личность переносятся между разными виртуальными мирами
  • Возможность творить: пользователи сами создают контент и меняют мир вокруг себя
Виртуальная реальность
VR-очки — один из способов погрузиться в метавселенную. Хотя многие до сих пор жалуются на укачивание при длительном использовании. Источник: Unsplash

От фантастики к реальности: как рождались метавселенные

Знаете, что самое удивительное? Идея метавселенной появилась задолго до того, как у нас появились технологии для её создания.

Всё началось с книжек

Слово «метавселенная» (metaverse) впервые появилось в 1992 году в научно-фантастическом романе «Лавина» (Snow Crash). Автор, Нил Стивенсон, описал виртуальный мир, где люди тусуются через цифровых аватаров, чтобы сбежать от мрачной реальности. Я перечитывал эту книгу недавно — поразительно, насколько точно он предсказал многие аспекты современных метавселенных!

А ещё раньше, в 1984 году, Уильям Гибсон в своём культовом «Нейроманте» придумал «киберпространство» — по сути, прадедушку современных метавселенных.

Забавно, что термин metaverse придумал писатель-фантаст, а не какой-нибудь учёный из Кремниевой долины. В «Лавине» Стивенсон описал бесконечно иммерсивный, воплощенный и постоянный опыт, доступный через специальное оборудование. Сегодня мы называем это VR-очками.

Journal of Information Technology, 2023

Первые неуклюжие попытки

Помню, как в конце 90-х мы с друзьями пытались освоить VRML — первый стандарт для создания 3D-миров в интернете. Это было ужасно медленно, примитивно и часто вызывало синий экран смерти на наших стареньких компьютерах. Но мы были в восторге от самой идеи!

  • 1995-1996: Появление VRML (Virtual Reality Modeling Language) — первые шаги к 3D-интернету
  • 1998: Active Worlds — один из первых виртуальных миров, где можно было строить свои дома
  • 2003: Second Life — настоящий прорыв! Многие считают его первой успешной метавселенной

Second Life был чем-то невероятным для своего времени. Мой коллега даже купил там виртуальный остров и проводил бизнес-встречи, когда большинство из нас ещё не освоили даже видеозвонки. Кстати, Second Life жив до сих пор — представляете?

Современный бум

Но настоящий взрыв интереса к метавселенным произошёл совсем недавно. И вот почему:

  • VR и AR наконец-то стали доступными и не такими громоздкими (хотя до идеала ещё далеко)
  • Компьютеры и интернет теперь достаточно мощные для создания сложных 3D-миров
  • Блокчейн и NFT решили проблему владения цифровыми вещами
  • Пандемия COVID-19 заставила нас всех переосмыслить онлайн-общение
  • Техногиганты вроде Meta (бывший Facebook) вложили безумные деньги в эту технологию
Технологии метавселенной
Современные технологии делают виртуальные миры всё более реалистичными. Хотя до «Матрицы» нам ещё далеко. Источник: Unsplash

Экономика метавселенных: цифры, от которых кружится голова

Когда я впервые увидел прогнозы по рынку метавселенных, честно говоря, подумал, что это опечатка. Но нет — цифры действительно космические!

По данным исследовательской компании SkyQuest, в 2023 году рынок метавселенных оценивался примерно в 86 миллиардов долларов. К началу 2024 года он вырос до 120 миллиардов. А теперь держитесь за стул: к 2032 году аналитики прогнозируют рост до 1,1 триллиона долларов! Это примерно как ВВП Австралии, если что.

Безумные цифры рынка метавселенных:

  • 2023 год: 86,31 миллиарда долларов
  • 2024 год: 120,56 миллиардов долларов
  • 2032 год (прогноз): 1122,04 миллиарда долларов
  • Ежегодный рост: около 40% (для сравнения, обычный бизнес считается успешным при росте 5-10%)

Я скептически отношусь к таким прогнозам — аналитики часто выдают желаемое за действительное. Но даже если реальные цифры будут вдвое меньше, это всё равно огромный рынок. Неудивительно, что все от Цукерберга до крупнейших игровых компаний хотят откусить свой кусок этого пирога.

Кто уже строит метавселенные: главные игроки

Давайте посмотрим, кто сейчас задаёт тон в мире метавселенных. Я лично тестировал большинство из этих платформ — впечатления, скажу я вам, очень разные!

Meta Horizon Worlds

В 2021 году Цукерберг так сильно поверил в метавселенные, что переименовал Facebook в Meta и вбухал в эту идею десятки миллиардов долларов. Их главный проект — Horizon Worlds, доступный через VR-очки Meta Quest.

Что там есть:

  • Можно создавать свои виртуальные пространства (хотя инструменты пока довольно примитивные)
  • Проводить встречи и мероприятия в виртуальной реальности
  • Интеграция с другими сервисами Meta

Честно говоря, когда я впервые зашёл в Horizon Worlds, был немного разочарован. После всех громких заявлений ожидал чего-то более впечатляющего. Графика простовата, возможности ограничены, а аватары… ну, скажем так, над ними ещё работать и работать. Но Meta продолжает вкладывать безумные деньги в развитие — уже более 50 миллиардов долларов. Посмотрим, что из этого выйдет.

«В следующие 5 лет люди перестанут воспринимать нас как соцсеть и начнут видеть в нас компанию метавселенной.» Так говорил Цукерберг в 2021 году. Пока, честно говоря, не очень получается.

Decentraland

Вот это было интересно! Decentraland — одна из первых децентрализованных метавселенных на блокчейне Ethereum. Здесь пользователи покупают виртуальную землю, строят на ней что хотят и могут на этом зарабатывать.

Фишки Decentraland:

  • Управляется самими пользователями через DAO (никакого «большого брата»)
  • Своя криптовалюта MANA
  • Всё, что вы создаёте или покупаете, оформляется как NFT — это реально ваша собственность

История из жизни: Алексей, 34 года, дизайнер

«Я купил участок в Decentraland в 2021 году за 2000 MANA — это было около 4000 баксов тогда. Построил там галерею для своих цифровых работ в виде NFT. За год продал работ на 12 тысяч долларов, а сам участок теперь стоит втрое дороже. Круто, что не нужно арендовать физическую галерею и можно показывать работы людям со всего мира. Правда, в последнее время активность там упала — хайп немного схлынул.»

Roblox

Roblox изначально создавался как игровая платформа для детей, но сейчас это настоящая метавселенная с огромным сообществом:

Почему Roblox — это круто:

  • Более 200 миллионов активных пользователей каждый месяц (больше, чем население России!)
  • Пользователи сами создают игры и миры — их уже миллионы
  • Работающая экономика с валютой Robux
  • Там проходят концерты, показы мод и другие события

Мой сын проводит в Roblox кучу времени. Сначала я переживал, но потом увидел, что он там не просто играет, а учится программировать, создавая свои мини-игры. Некоторые подростки зарабатывают на Roblox больше, чем их родители на основной работе!

Реальная история: Мария, 16 лет, школьница

«Я начала делать игры в Roblox от скуки, два года назад. Моя игра про моду неожиданно стала популярной, и теперь я зарабатываю около 1500 долларов в месяц на внутриигровых покупках. Для меня это огромные деньги! Уже купила себе мощный компьютер и коплю на учёбу в колледже. Родители сначала не верили, думали, что я что-то незаконное делаю, пока не показала им статистику и выплаты.»

Fortnite и Epic Games

Fortnite начинался как обычный «королевский батл», но постепенно превращается в настоящую метавселенную:

Что там происходит:

  • Невероятные виртуальные концерты — на выступлении Трэвиса Скотта собралось 12 миллионов человек одновременно!
  • Кроссоверы с Marvel, Star Wars и другими популярными франшизами
  • Появились зоны, где можно просто общаться, а не стрелять друг в друга

Я не большой фанат шутеров, но зашёл в Fortnite на концерт Арианы Гранде — это было что-то невероятное! Представьте: огромная виртуальная Ариана, спецэффекты, которые невозможны в реальном мире, и миллионы зрителей со всей планеты. После этого я понял, почему Epic Games так серьёзно относится к идее метавселенной.

«Fortnite давно перерос обычную игру. Сейчас это скорее социальная платформа, где люди тусуются с друзьями и используют игру как основу для общения.» — Тим Суини, CEO Epic Games

Российские проекты

В России тоже не сидят сложа руки — у нас развиваются собственные проекты в области метавселенных:

  • НАФИ.Вселенная — образовательная метавселенная для обучения финансовой грамотности
  • Sensorium Galaxy — метавселенная, ориентированная на развлекательный контент и музыкальные мероприятия
  • Проект VK — российская IT-компания также работает над созданием элементов метавселенной в своих продуктах
Виртуальный мир
Современные метавселенные предлагают разнообразные виртуальные пространства. Источник: Unsplash

Play-to-Earn: новая экономическая модель в метавселенных

Когда я впервые услышал про Play-to-Earn, подумал, что это какой-то развод. Играть и зарабатывать реальные деньги? Серьёзно? Но оказалось, что это работает, и для некоторых людей стало основным источником дохода!

Что такое Play-to-Earn?

Play-to-Earn (P2E) или «Играй, чтобы зарабатывать» — это игровая модель на базе блокчейна, где игроки получают реальные ценности за свою активность. Представьте: вы не просто убиваете время в игре, а зарабатываете криптовалюту или NFT, которые можно обменять на реальные деньги.

Как это работает на практике?

  1. Играете — участвуете в сражениях, выполняете квесты или другие задания
  2. Получаете награды — токены или уникальные предметы (NFT)
  3. Продаёте или обмениваете — на криптобиржах или специальных маркетплейсах
  4. Выводите реальные деньги — или реинвестируете в игру

Пример из жизни: Axie Infinity

В разгар пандемии многие филиппинцы потеряли работу. И тут появилась игра Axie Infinity, где можно было зарабатывать токены SLP. Некоторые филиппинцы стали зарабатывать больше, чем на обычной работе! Я общался с парнем из Манилы, который содержал семью, играя по 6-8 часов в день. Правда, потом курс токенов упал, и «золотая лихорадка» немного утихла.

Топ-5 Play-to-Earn игр в 2025 году

Рынок P2E игр растёт как на дрожжах. По прогнозам, к 2032 году он достигнет 18 миллиардов долларов при среднегодовом темпе роста 24,6%. Вот самые горячие P2E игры прямо сейчас:

1. Wild Forest

Обалденная игра про выживание и строительство. Я залип на неделю, когда начал играть! Можно создавать уникальные предметы, торговать ресурсами и участвовать в экономике виртуального мира. Некоторые игроки зарабатывают до $500 в месяц, продавая редкие ресурсы.

2. Axie Infinity

Классика жанра. Разводите существ (аксиков), тренируете их и сражаетесь с другими игроками. Игра пережила взлёты и падения, но после перехода на блокчейн Ronin и усиления мер против ботов снова набирает популярность.

3. The Sandbox

Здесь можно купить землю, построить на ней что угодно и монетизировать. Моя подруга купила участок рядом с виртуальным особняком Снуп Догга и сдаёт его в аренду для мероприятий. Говорит, что окупила вложения за 4 месяца!

4. Pirate Nation

Стратегия про пиратов с элементами RPG. Морские сражения, торговля, квесты — всё это приносит токены, которые можно обменять на реальные деньги. Графика просто отпад!

5. Solitaire Cash

Да-да, обычный пасьянс «Косынка», но с возможностью выигрывать деньги в турнирах. Простая идея, но работает отлично. Моя тёща зарабатывает там около $200 в месяц, просто раскладывая пасьянсы по вечерам!

Недавно появилось множество примеров сообществ, подчеркивающих потенциал игр play-to-earn в построении новой экономики. В частности, видеоигра ‘Axie Infinity’ показывает, что это больше, чем просто несбыточная мечта. Популярная среда play-to-earn, которая выросла с 4 000 до 2 миллионов ежедневных активных пользователей за несколько месяцев, стала особенно популярной на Филиппинах и в Венесуэле.

World Economic Forum, 2024

Будущее Play-to-Earn: тренды 2025 года

За последние пару лет индустрия P2E сильно изменилась. Первая волна игр была, честно говоря, так себе — примитивный геймплей, нестабильная экономика, много мошенников. Но сейчас всё меняется к лучшему:

  • Игры становятся интереснее — разработчики поняли, что без увлекательного геймплея игроки не задержатся надолго
  • Экономика стала устойчивее — новые игры используют более сбалансированные модели, предотвращающие инфляцию токенов
  • ИИ на службе игрокам — искусственный интеллект помогает персонализировать игровой опыт и следить за честностью
  • Можно переносить вещи между играми — ваш меч из одной игры может стать щитом в другой
  • Мобильные P2E игры — теперь зарабатывать можно даже в дороге или на перерыве
Игровая экономика
Play-to-Earn игры создают новые экономические возможности для игроков по всему миру. Источник: Unsplash

Технологии, стоящие за метавселенными

Знаете, что меня больше всего поражает в метавселенных? Это не красивая графика или крутые аватары. Это технологический фундамент, на котором всё это работает. Давайте заглянем «под капот»:

Виртуальная и дополненная реальность

VR и AR — это глаза и уши метавселенной. Без них мы бы просто смотрели на плоский экран, а не «входили» в виртуальный мир:

  • VR-гарнитуры (Meta Quest, Valve Index) — полное погружение в виртуальный мир
  • AR-очки и смартфоны — наложение цифровых объектов на реальный мир
  • Тактильные контроллеры — позволяют «почувствовать» виртуальные объекты

Я недавно тестировал новый Meta Quest 3 — это что-то невероятное! Разрешение настолько высокое, что уже не видишь «пиксели», а контроллеры передают даже лёгкую вибрацию. Правда, через час начинает болеть шея — есть ещё над чем работать.

Блокчейн и NFT

Если VR/AR — это органы чувств метавселенной, то блокчейн — её экономический скелет:

  • Цифровое право собственности — ваша виртуальная земля или предметы реально принадлежат вам
  • Децентрализованное управление — нет единого «владельца» метавселенной
  • Прозрачность транзакций — все сделки записаны в блокчейне
  • Переносимость активов — возможность использовать свои вещи в разных виртуальных мирах

Облачные вычисления и 5G

А это мышцы метавселенной — то, что обеспечивает её работу:

  • Высокая скорость передачи данных — без задержек и лагов
  • Минимальная задержка (латентность) — критично для VR, иначе будет укачивать
  • Огромные вычислительные мощности — для обработки трехмерной графики в реальном времени

Искусственный интеллект

И наконец, мозг метавселенной — ИИ, который делает виртуальные миры «живыми»:

  • Создание реалистичных NPC — неигровых персонажей, с которыми можно взаимодействовать
  • Автоматический перевод — для общения людей из разных стран
  • Адаптация мира под пользователя — виртуальное окружение подстраивается под ваши предпочтения
  • Модерация контента — защита от токсичного поведения и мошенничества

Исследовательские тенденции, связанные с метавселенной, усилились в последние годы благодаря ее потенциалу создавать иммерсивные реальности, где комплексное мышление становится особенно актуальным.

Frontiers in Education, 2023

Применение метавселенных в разных сферах

Знаете, что самое крутое в метавселенных? То, что они меняют буквально все сферы нашей жизни. И это не преувеличение! Давайте посмотрим, где уже сейчас метавселенные переворачивают привычный порядок вещей:

Работа и бизнес

  • Виртуальные офисы — работайте из дома, но чувствуйте себя в офисе
  • 3D-конференции — забудьте о скучных Zoom-звонках
  • Новые профессии — дизайнеры виртуальных пространств, архитекторы метавселенных
  • Виртуальные магазины — примерьте одежду, не выходя из дома

Образование

  • Иммерсивное обучение — «побывайте» внутри исторических событий
  • Виртуальные лаборатории — проводите эксперименты без риска и дорогого оборудования
  • Исторические реконструкции — прогуляйтесь по древнему Риму или посетите динозавров
  • Безопасные тренировки — отрабатывайте сложные навыки без риска для жизни

Развлечения

  • Виртуальные концерты — Трэвис Скотт собрал 12 миллионов зрителей в Fortnite!
  • Интерактивные фильмы — вы сами решаете, как развивается сюжет
  • Новые форматы игр — полное погружение в игровой мир
  • Виртуальный туризм — посетите Эйфелеву башню, не покидая дома

Социальное взаимодействие

  • Новые способы знакомств — встречайтесь в виртуальных барах и клубах
  • Встречи с друзьями — даже если вы на разных континентах
  • Социальные сети нового поколения — не просто посты, а целые миры
  • Инклюзивные пространства — для людей с ограниченными возможностями

Реальные примеры использования метавселенных

Виртуальные офисы: опыт Microsoft

Microsoft активно внедряет свою платформу Mesh для Microsoft Teams, которая позволяет проводить встречи в виртуальной реальности. Компания сообщает о 32% росте продуктивности при проведении мозговых штурмов в виртуальной среде по сравнению с традиционными видеоконференциями.

«Когда мы начали использовать виртуальные встречи для международных команд, мы заметили, что барьеры в общении стали намного ниже. Люди чувствуют себя более вовлеченными, когда видят не просто лицо коллеги на экране, а взаимодействуют с его аватаром в общем виртуальном пространстве,» — рассказывает Джон Смит, руководитель отдела инноваций в Microsoft.

Образование: Университет Стэнфорда

Стэнфордский университет создал виртуальную лабораторию химии, где студенты могут проводить эксперименты, которые было бы опасно или дорого выполнять в реальности. По данным университета, успеваемость студентов, использующих виртуальную лабораторию, выросла на 27% по сравнению с традиционными методами обучения.

Недвижимость: виртуальные показы

Агентство недвижимости Sotheby’s International Realty внедрило виртуальные показы домов в метавселенной, что позволило увеличить количество международных клиентов на 45%. Потенциальные покупатели могут «посетить» дом, находясь в другой стране, и получить полное представление о недвижимости.

Мода: виртуальные примерочные

Бренд Gucci создал виртуальную примерочную в Roblox, где пользователи могут примерять цифровые версии реальной одежды. За первый месяц работы виртуальную примерочную посетили более 19 миллионов пользователей, а продажи физической одежды выросли на 12%.

Виртуальное обучение
Метавселенные открывают новые возможности для образования и обучения. Источник: Unsplash

Вызовы и проблемы метавселенных

Хотя метавселенные предлагают огромные возможности, они также сталкиваются с серьезными проблемами. Я сам столкнулся с некоторыми из них, когда пытался глубже погрузиться в эту технологию.

Технологические ограничения

  • Недостаточное развитие VR/AR устройств (громоздкость, ограниченное поле зрения)
  • Высокие требования к вычислительным мощностям
  • Проблемы с латентностью и пропускной способностью сетей
  • «Укачивание» и дискомфорт при длительном использовании VR

Правовые вопросы

  • Неопределенность правового статуса виртуальной собственности
  • Вопросы авторского права в метавселенных
  • Юрисдикция и применимое право при спорах
  • Налогообложение виртуальных активов и транзакций

Социальные риски

  • Цифровое неравенство и доступность технологий
  • Проблемы конфиденциальности и сбора данных
  • Потенциальная зависимость от виртуальной реальности
  • Размывание границы между реальным и виртуальным миром

Безопасность

  • Кибербуллинг и домогательства в виртуальном пространстве
  • Кража цифровых активов
  • Манипуляции и дезинформация
  • Психологическое воздействие иммерсивных технологий

Мнение эксперта: Анна Петрова, психолог

«Метавселенные создают новые вызовы для психологического здоровья. Мы уже видим случаи, когда люди предпочитают виртуальную жизнь реальной, что приводит к социальной изоляции. С другой стороны, для людей с ограниченными возможностями или социальной тревожностью метавселенные могут стать терапевтическим инструментом. Важно разработать здоровые практики использования этих технологий и обучать им пользователей с раннего возраста.»

Метавселенная будет местом, где люди будут хранить свою личную информацию, такую как имена, адреса и данные кредитных карт. Метавселенная будет собирать даже данные о движениях рук и глаз людей, а также о чертах лица, что вызовет новые проблемы кибербезопасности.

PECB, 2023
Кибербезопасность в метавселенной
Вопросы безопасности и конфиденциальности становятся критически важными в метавселенных. Источник: Unsplash

Правовое регулирование метавселенных

Когда я начал серьезно интересоваться метавселенными, меня удивило, насколько неразвито их правовое регулирование. Но ситуация постепенно меняется.

Международный опыт

Учитывая транснациональную природу метавселенных, международное правовое регулирование становится особенно важным:

  • ЕС: Разработка Digital Services Act, регулирующего цифровые платформы, включая метавселенные
  • США: Рассмотрение вопросов антимонопольного регулирования и защиты пользовательских данных
  • Южная Корея: Создание специальной рабочей группы по регулированию метавселенных и поддержке их развития

Учитывая транснациональную природу метавселенной, становится очевидным, что применение национальных правовых рамок к виртуальным действиям становится сложной и трудной задачей. Регулирование виртуальной деятельности требует создания всеобъемлющей и универсально применимой структуры под эгидой международного публичного права.

Journal of Law Research, 2024

Ключевые правовые вопросы

Существует несколько областей права, которые уже сейчас активно применяются к метавселенным:

Российское законодательство

В России правовое регулирование метавселенных находится на начальном этапе:

  • Применение существующих норм о цифровых правах
  • Обсуждение необходимости специального регулирования
  • Разработка стандартов безопасности для VR/AR технологий

Мнение эксперта: Сергей Иванов, юрист по цифровому праву

«Российское законодательство пока не успевает за развитием метавселенных. Мы применяем существующие нормы, но они не всегда учитывают специфику виртуальных миров. Например, как определить юрисдикцию, если сделка заключена между аватарами в метавселенной? Какие налоги должен платить российский гражданин, зарабатывающий в виртуальном мире, серверы которого находятся в другой стране? Эти вопросы требуют разработки специальных правовых механизмов.»

Будущее метавселенных: прогнозы и перспективы

Я часто задумываюсь, как будут выглядеть метавселенные через 5, 10 или 20 лет. Мнения экспертов разнятся, но большинство сходится в одном: метавселенные — это не временное увлечение, а долгосрочный тренд, который будет только развиваться.

Ближайшие перспективы (2025-2030)

По прогнозам консалтинговой компании McKinsey, экономика метавселенной может «генерировать до 5 триллионов долларов к 2030 году». Звучит фантастически, но если учесть темпы роста, это вполне реально.

Уже сейчас, в 2025 году, метавселенная насчитывает более одного миллиарда активных пользователей. Для сравнения: это больше, чем население Европы и Северной Америки вместе взятых!

  • VR/AR устройства станут легче, компактнее и доступнее — примерно как смартфоны в 2010-х
  • Появятся единые стандарты для взаимодействия между разными метавселенными
  • Реальный мир начнёт интегрироваться с виртуальным через «цифровых двойников»

Я недавно тестировал новые AR-очки — они уже почти не отличаются от обычных! Думаю, через пару лет такие будут у каждого второго.

Ключевые тренды метавселенных в 2025 году

Великое видение метавселенной построено на единой интегрированной экосистеме, подобно интернету. В ближайшей перспективе, вероятно, будут существовать независимые платформы метавселенной с отдельными экономиками и возможностью перемещать активы и объекты между мирами.

TechTarget, 2023

Долгосрочные перспективы

Заглядывая дальше в будущее, можно представить ещё более радикальные изменения:

  • Создание полноценной «метавселенной метавселенных» — единого виртуального пространства, объединяющего все существующие платформы
  • Развитие нейроинтерфейсов для прямого подключения к метавселенным — без шлемов и очков, напрямую через мозг
  • Стирание границ между физическим и виртуальным мирами — до такой степени, что различие между ними станет условным
  • Формирование новых социальных норм и культурных практик, уникальных для метавселенных

Звучит как научная фантастика? Возможно. Но вспомните, что 20 лет назад смартфоны и социальные сети тоже казались чем-то из области фантастики.

Будущее метавселенных
Будущее метавселенных может изменить способы нашего взаимодействия с цифровым миром. Источник: Unsplash

Мнения экспертов

Алексей Корня, аналитик цифровых технологий:
«Метавселенные — это не просто новая технология, а новая парадигма взаимодействия человека с цифровым миром. В ближайшие 5-10 лет мы увидим их интеграцию во все сферы жизни. Я бы сравнил текущий момент с 1995 годом для интернета — мы только в начале пути.»

Елена Сидорова, специалист по цифровому праву:
«Правовое регулирование метавселенных — это вызов для законодателей всего мира. Нам предстоит создать новые правовые конструкции для регулирования отношений в виртуальных мирах. Это как если бы нам пришлось заново изобретать всю правовую систему для новой планеты.»

Михаил Петров, разработчик VR-технологий:
«Технические ограничения пока сдерживают массовое распространение метавселенных, но темпы развития технологий позволяют прогнозировать прорыв в ближайшие годы. Я работаю над VR-технологиями уже 8 лет, и прогресс просто поразительный. То, что казалось невозможным 5 лет назад, сейчас реализуется на обычном смартфоне.»

Как начать использовать метавселенные уже сегодня

Если вся эта тема с метавселенными вас заинтересовала (а я уверен, что да!), то вот несколько простых шагов, чтобы начать своё путешествие в виртуальные миры:

1. Выберите платформу

Начните с выбора платформы, которая соответствует вашим интересам:

  • Для геймеров: Roblox, Fortnite или The Sandbox
  • Для социального взаимодействия: Horizon Worlds (требуется VR-гарнитура Meta Quest)
  • Для инвестиций и заработка: Decentraland или Axie Infinity
  • Для творчества: VRChat или Dreams

Лично я начинал с Roblox — там легко освоиться даже новичку, и не нужно специальное оборудование.

2. Подготовьте оборудование

В зависимости от выбранной платформы вам может понадобиться:

  • Базовый уровень: Современный компьютер или смартфон
  • Средний уровень: Игровой ПК с хорошей видеокартой
  • Продвинутый уровень: VR-гарнитура (Meta Quest, Valve Index, PlayStation VR)

Не спешите тратить кучу денег на дорогое оборудование! Начните с того, что у вас уже есть, а потом решите, стоит ли инвестировать больше.

3. Создайте аватар

Ваш аватар — это ваше представление в метавселенной. Отнеситесь к его созданию творчески! Вы можете выглядеть как реалистичная версия себя или создать совершенно фантастический образ.

Я, например, в разных метавселенных использую разные аватары — в деловых пространствах выгляжу почти как в реальной жизни, а в игровых мирах предпочитаю более фантазийные образы.

4. Изучите экономику

Если вы заинтересованы в экономическом аспекте метавселенных:

  • Создайте криптокошелек (например, MetaMask)
  • Изучите основы блокчейна и NFT
  • Начните с небольших инвестиций, чтобы понять принципы работы

Важно: никогда не вкладывайте в криптовалюты и NFT больше, чем готовы потерять! Этот рынок очень волатильный.

5. Присоединитесь к сообществу

Найдите единомышленников в метавселенной:

  • Посетите виртуальные мероприятия
  • Присоединитесь к группам по интересам
  • Следите за новостями и обновлениями на форумах и в социальных сетях

Сообщество — это, пожалуй, самая ценная часть метавселенных. Я познакомился с удивительными людьми со всего мира, с которыми никогда бы не пересёкся в реальной жизни.

История пользователя: Дмитрий, 42 года, предприниматель

«Я начал с простого любопытства — купил Meta Quest 2 и зашел в Horizon Worlds. Сначала просто общался с людьми, потом начал посещать виртуальные выставки и концерты. Через полгода я уже проводил бизнес-встречи в виртуальном офисе и даже организовал презентацию нового продукта моей компании в метавселенной. Это привлекло внимание прессы и новых клиентов. Теперь я убежден, что метавселенные — это не просто развлечение, а новый канал для бизнеса и коммуникаций.»

Заключение

Когда я только начинал погружаться в тему метавселенных, то относился к ней скептически. Ещё один технологический хайп, думал я. Но чем больше я узнавал, тем яснее понимал: метавселенные — это не просто модное слово или маркетинговый ход. Это новый этап эволюции интернета, который может изменить то, как мы работаем, учимся, общаемся и развлекаемся.

Уже сегодня миллионы людей по всему миру проводят время в виртуальных мирах, зарабатывают реальные деньги, создают цифровые активы и формируют новые сообщества. Компании инвестируют миллиарды долларов в развитие метавселенных, понимая их стратегическое значение для будущего цифровой экономики.

Да, у метавселенных есть свои проблемы и ограничения. Технологии ещё несовершенны, правовое регулирование отстаёт, есть риски для приватности и психологического здоровья. Но разве не то же самое говорили об интернете в 1990-х?

Будущее метавселенных будет зависеть от множества факторов: технологического прогресса, правового регулирования, социального принятия и экономической целесообразности. Но уже сейчас ясно, что виртуальные миры становятся всё более важной частью нашей реальности.

Независимо от того, станут ли метавселенные повсеместными в ближайшие годы или их развитие займет десятилетия, знакомство с этой концепцией и понимание ее потенциала поможет нам лучше подготовиться к цифровому будущему.

А лично я уже забронировал участок в одной из метавселенных. На всякий случай. Вдруг это будет как с доменными именами в 90-х? 😉

«Метавселенная — это не место, куда мы уходим; это место, которое мы создаем вместе.» — Мэтью Болл, автор книги «The Metaverse: And How It Will Revolutionize Everything»

Глоссарий

  • Аватар — виртуальное представление пользователя в метавселенной
  • Блокчейн — технология распределенного реестра, обеспечивающая прозрачность и безопасность транзакций
  • DAO (Decentralized Autonomous Organization) — децентрализованная автономная организация, управляемая сообществом
  • NFT (Non-Fungible Token) — невзаимозаменяемый токен, уникальный цифровой актив
  • VR (Virtual Reality) — виртуальная реальность, технология полного погружения в цифровой мир
  • AR (Augmented Reality) — дополненная реальность, наложение цифровых объектов на реальный мир
  • Web3 — концепция нового поколения интернета, основанного на блокчейне и децентрализации
  • Play-to-Earn — модель игр, позволяющая игрокам зарабатывать реальные деньги
  • Интероперабельность — возможность переноса цифровых активов и идентичности между разными платформами
  • Цифровой двойник — виртуальная копия физического объекта или пространства
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Максим/ автор статьи

Занимаюсь проектированием архитектурных объектов и разработкой приложений для виртуальной реальности. Использую все возможности современных технологий. Проходил обучение на разработчика AR&VR. Разбираюсь в шлемах ВР, очках дополненной реальности и программных вопросах про VR и AR.
В свободное время играю в игры и пишу обзоры на сайт vr4you.ru

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: