Метавселенные – последний писк моды в IT
Из каждого утюга звучит этот термин. Я его немного поресерчил, поэтому держите два поста, которые можно считать методичкой на эту тему.
Ну а краткая версия их в трех строках:
– такое уже было, а сейчас идет третья попытка;
– пока слишком много хайпа, надо, чтобы он прошел и будет ясно, есть ли что-то новое за этим;
– Марк Цукерберг – классный маркетолог, я бы его даже переименовал в Маркетолог Цукерберг, так сказать, расширил метавселенную его имени на «етолог».
История термина
Сам термин «метавселенная» придумал писатель Нил Стивенсон в научно-фантастическом романе «Лавина» (1992 год) — оттуда его и позаимствовали. Из этой же книги взяли слово аватары для IT и компьютерных игр.
Стивенсон в целом предсказал в книге ряд IT-технологий, от социальных сетей до VR. Его книгой вдохновлялись Илон Маск, Билл Гейтс и другие крутые чуваки из Кремниевой Долины.
Например, в романе описывается картографическая программа «Земля» — и эту идею вполне буквально реализовал со-основатель Google Ларри Пейдж, сделав Google Earth.
Благодаря этому писателя начали называть технологическим пророком. Однако в 2017 году он признался (оригинальный текст на английском): «я просто придумывал всё это дерьмо и совершенно не предвидел случившегося». Про «дерьмо» я не утрировал – он так и сказал :).
Что такое метавселенная — объясняем для друзей на кухне
На человеческом языке это означает цифровую трехмерную среду, в которой люди могут совместно что-то делать и общаться.
Например, знаменитый Minecraft — это как раз игровая метавселенная (пока, в основном, двухмерная, там есть возможность играть через VR, просто шлемы есть далеко не у всех).
По сути, ничего особенного нового: просто сейчас ведущие IT-компании хотят превратить интернет и социальные сети из двухмерных в трёхмерные.
Первый заход на метавселенные
В 1995 году уже был очень похожий хайп, только он назывался не метавселенные, а VRML (оригинал на английском) (альтернативный HTML).
Тогда люди тоже начали думать, что двухмерные сайты и чатики это скучно. Поэтому надо срочно запилить трехмерные, чтобы волшебный единорог мог пожать лапу синему зайцу.
Было представлено несколько трёхмерных браузеров. Sony вкинула денег, сделала трёхмерный чатик SAPARi и предустанавливала его на свои ноутбуки в Японии.
Но в итоге всё обломалось, потому что компьютеры «не потянули» и двухмерный интернет на то время оказался удобнее и для развлечений, и для делового общения.
В 2003 был ещё один второй заход — трехмерную социальную сеть реализовал проект Second Life (до сих пор вялотекуще жив).
В Second Life можно строить дома, путешествовать, ходить по магазинам — имитация реальной жизни довольно правдоподобна.
На пике популярности сервиса многие компании открыли там свои представительства, а в 2013 году игроки потратили на внутренние покупки в этой соцсети $3.2 млрд.
Но SL тоже растерял популярность из-за ряда проблем: например, они не смогли вовремя адаптироваться под мобильный тренд.
И сегодня эту эстафету хочет перенять Марк Цукерберг.
Главный паровоз индустрии метавселенных
В 2014 году Марк купил производителя VR-шлемов Oculus Rift за $2 млрд, заявив, что видит в них «новое поколение компьютерных технологий, которое идет на смену смартфонам». Летом 2021 Марк активировал забытый термин, сказав, что в ближайшие пять лет он хочет превратить социальную сеть в «метавселенную», а затем и вовсе переименовав Facebook в Meta.( в настоящий момент запрещена на территории РФ)
«Метавселенная» по задумке Цукерберга будет представлять собой онлайн-среду, которая позволит пользователям, работать, играть, общаться с помощью технологий будущего.
В октябре 2021 Марк объявил о планах нанять в следующую пятилетку около 10 тысяч разработчиков из Евросоюза для расширения своей VR-экосистемы.
Короче, Марк сильно задрайвил тему метавселенной, а в его кильватерной струе идут другие компании и личности, кто-то со здравыми идеями и проектами, а кто-то, как обычно, хочет нажиться на хайпе.
Какие есть реально работающие примеры метавселенных?
У Epic Games есть популярная онлайн-игра Fortnite — и там здорово научились делать склейку реального и виртуального мира.
Например, в игре проводятся интерактивные онлайн-концерты: выступление Арианы Гранде на пике смотрели 1 млн человек.
Также команда Fortnite проводит коллаборации с разными брендами: например, в игре был ивент, в течение которого можно было одеть своего персонажа в костюмы модного дома Balenciaga, а также посетить их магазин прямо в игре.
Метавселенные — это всегда про развлечения?
Не обязательно.
Например, метавселенная Omniverse от крупнейшего мирового производителя видеокарт NVIDIA — это площадка, на которой IT-инженеры и дизайнеры могут совместно работать с инструментами для создания контента. Такой Minecraft для взрослых.
Просто общение и игровые функции часто более востребованы в масс-маркете.
Для аналогии, 60% прибыли в AppStore за 2021 год забрали игры, ещё значительный процент откусили социальные аппы (соцсети, лайв-стриминг). Поэтому можно предположить, что многие мета-сервисы будут строиться вокруг общения и игр.
Тренд цифровизации активов
Самый понятный профит метавселенных — это продолжение тренда цифровизации активов. То есть, права, ценные бумаги, произведения искусства и деньги переходят в цифровой формат.
В теории «на третьем заходе» создания метавселенных должно уже получиться то, что хотели сделать изначально еще 20 лет назад: трехмерные социальные сети, которые заберут на себя часть функций реального мира. Например, можно будет ходить с друзьями по виртуальному ТЦ.
Но этого никто не может этого гарантировать, пока не схлынут волны хайпа и не будут видны наглядные результаты.
Виртуальный торговый центр для продажи одежды
Как пишет с сарказмом Reuters, в июне 2021 одна из компаний купила в мета-сервисе Decentraland виртуальный участок земли за 913$ тысяч, чтобы построить там ТЦ для продажи цифровой одежды: но с тех пор журналисты не видели там ни одного покупателя.
А к главному детищу Цукерберга — сервису Horizon Worlds — не всегда могут подключиться даже журналисты при непосредственном тест-драйве и выданных компанией шлемах. Баги и разрывы связи в наличии, а кроме того, после нескольких часов в шлеме болит голова.
Поэтому некоторые критики называют то, что делает Марк и ряд венчурных капиталистов, «безжизненным корпоративным мусором».
Так как в Minecraft и VRChat люди прекрасно играли, общались, учились, сотрудничали и даже обменивались ценностями и до того, как на рынок пришёл Цукерберг, начал продвигать идею «метавселенных» и заливать эту тему деньгами.
Проблемы из реального мира перекочевывают в виртуальное пространство
Кстати, у метавселенных уже обнаружились правовые и этические проблемы, которые еще предстоит решить. Например, «виртуальные сексуальные домогательства». Их можно увидеть в коротком ролике на Reddit – на 7-ой секунде к игроку подходит другой игрок и делает движения рукой в области паха.
Ждем виртуальное воровство и виртуальную полицию.
— — —
На самом деле стратегически Марк сделал офигенный шаг – он сформулировал стратегию компании и подал ее так, что взорвал информационное пространство на целый год вперед. В этом плане Марк стал немножко Илоном Маском. При этом он и репутацию Facebook улучшил, и стоимость акций поднял, и сотрудников замотивировал, и внимание молодежи привел (а с ней у Facebook проблема). Реально красавчик. Этот кейс всем нам урок, как «надо делать» ребрендинг и презентации своих бизнес-стратегий.
А к чему все идет – со всеми минусами и плюсами, можно примерно понять посмотрев офигенный фильм «Первому игроку приготовиться». У меня нет сомнений, что такая игра будет и, видимо, Марк взял курс на «создание OASIS’а». Только вот кем Марк окажется – Джеймсом Холлидеем или Ноланом Сорренто? Узнаем через 5 лет – именно столько запросил себе по времени Маркетолог Цукерберг.
еще раз вставлю, что Facebook и meta запрещена на территории РФ.
За основу взять текст автора — Артём Бородатюк @artemborodatiuk